Тема: Водная среда обитания организмов. Цели урока: познакомить обучающихся с разнообразием обитателей водного мира; развить знания о приспособлениях организмов к жизни в воде, продолжить развитие умения работать с учебником, делать обобщающие выводы. воспитывать чувство ответственности при работе в группах, планировать свое участие при совместной деятельности, ценить и уважать мнение других. Задачи урока. К концу урока обучающиеся должны уметь находить связь между средой обитания и приспособлениями организмов обитающих в ней; должны знать, насколько разнообразен водный мир. Оформление. На доске таблица Среды обитания организмов Наземно-воздушная среда?Приспособления к среде обитания Условия: Много воздуха Мало воды Много света Температура резко меняется - в течении суток - по сезонамУсловия: · Воздуха ? · Воды ? Света ? Температура ? Под таблицей рисунки конечностей обитателей наземно-воздушной среды обитания (хвосты, крылья, лапы). I. Вводная беседа. (Цель: выявление имеющихся у учащихся знаний). Учитель проводит краткую беседу по условиям и приспособлениям организмов к наземно-воздушной среде обитания. (3 – 5 минут) II. Изучение нового материала провести в виде эвристической беседы. (Цель: путем логически взаимосвязанных вопросов, с учетом имеющихся знаний подвести учащихся к самостоятельному выводу или определению биологической закономерности). Учитель. Что изображено на этих рисунках? Как вы думаете, кому они принадлежат? В какой среде обитания они живут? Как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (тему вписать и в таблицу и в тетради). Учитель. Как вы думаете, в каких условия обитают рыбы, киты, раки? Учитель вписывает в таблицу предположения учащихся: воздуха мало, воды много, света мало, температура меняется медленно. В тетрадях эти предположения пока не писать. Учитель. Давайте проверим, правильны ли наши предположения? Откройте учебник на странице 115 и найдите в тексте доказательства. Учащиеся читают текст учебника и подчеркивают условия. Затем в течение 5 минут проводится небольшая беседа по итогам работы с учебником. Учащиеся делают записи в тетрадях. Учитель. Рассказывает учащимся об особенностях дыхания водных организмов, о способах передвижения, о приспособлении к низкой температуре воды. По ходу рассказа учитель и учащиеся заполняют третью колонку таблицы. Среды обитания организмов Наземно-воздушная среда?Приспособления к среде обитания Условия: Много воздуха Мало воды Много света Температура резко меняется - в течении суток - по сезонамУсловия: · Воздуха мало · Воды много Света мало Температура меняется медленно Жабры, легкие, кожа Конечности видоизменены, шерсти нет, кожа защищена чешуей и т.д. Жизнь сконцентрирована в верхних слоях воды, ниже 200 м темно и растений нет и т.д. В воде довольно холодно – спасает толстый слой жира. Учитель. Водный мир очень разнообразен, организмы приспособились жить на разных глубинах и в разных условиях. Вода самое мало изученное человеком место обитания организмов. Вода всегда манила человека, но до сих пор является загадкой. Какие же организмы могут встретиться нам в разных водоемах: океанах, реках, озерах? Выясним это с вашей помощью. III. Закрепление. Работа в трех группах. Каждая группа выбирает конверт с конечностями водных обитателей. Одной группе достаются обитатели океана, другой – обитатели озера, третьей – обитатели рек. Задание. Определить, кому принадлежат данные конечности, выбрать его из множества предложенных картинок, наклеить на заранее заготовленный рисунок. Подготовить совместный рассказ об обитателях данного водоема и их приспособлениях к жизни в воде. Ответы учащихся у доски. Анализ, дополнения, исправления делают сами учащиеся. Учитель оценивает ответы учащихся по ходу урока. IV. Итоговая беседа. Цель: выяснить степень понимания детьми изученного материала. Вопросы для беседы. Назовите, чем отличаются условия обитания в наземно-воздушной и водной средах обитания? Как дышат водные обитатели? Как видоизменились их конечности? Назовите обитателей водных водоемов? V. Домашнее задание. Страница 117, подготовить рассказ об одном из обитателей водной среды обитания.